Был мне задан вот такой коротенький вопрос:
"Вот все пишут о том о сем как перебирались, как искали работу....но почему то не кто не пишет как вообще работается в канаде, насколько отличаются объемы работы, требования работодателя к качеству и срокам. Интересна любая информация о том как проходит рабочий процесс. Обеспеченность всяческими материалами (надо ручку самому покупать или фирма все таки вам её предоставляет. На сколько сильно отличается объем выполняемой работы Вами? Ну по сравнению с Россией конечно. Ну то есть на сколько меньше или больше Вам дают теперь времени на разработку какого либо проекта. А еще интересно узнать как у Вас да и во всей Канаде обстоят дела с предоставлением интернета сотруднику на рабочем месте? Есть ли интернет на работе, как им можно пользоваться, есть ли icq ну и тому подобное"
Попытаюсь на него ответить.
Вы видели фильм "Office Space"? А сериал "The Office"?
Если ваши ответы на эти вопросы положительны, то, можно сказать, что вы имеете полное представление о работе в канадской компании.
Это, конечно, шутка. Но в этой шутке очень большая доля правды. Т.к. посмотрев эти фильмы, действительно можно получить базовую подготовку к жизни в офисе среднестатистической канадской компании.
Ну а теперь серьезно. Я вам не скажу за всю Канаду. А так же я не могу гарантировать, что мое мнение и мои впечатления о канадской работе/рабочем процессе являются верными в отношении всех канадских компаний. На сегодняшний день я имею опыт работы в двух компаниях (да, я уже успел сменить работу - получил более интересное предложение) и именнно своим опытом и буду делиться.
По типу найма работа в Канаде делится на full time и contract. Принципиальная разница между ними а) full time считается постоянным и не имеет срока окончания, contract ограничен временными рамками (3-6-12 мес) и может быть расторгнут до окончания срока, б) за full-timer-а все налоги и отчисления выплачивает компания, человек работающий по контракту (contractor) все налоги платит сам. Все что написано далее касается full time position в среднеразмерных (более 100, но менее 1000 чел) канадских IT компаниях.
Job Offer
Рабочие отношения с новым работодателем начинаются с получения от него Job Offer - письма (e-mail), в котором описано все - день выхода на работу, заработная плата, количество дней отпуска, название должности, обязанности, льготы, страховки, длительность probation period (испытательный срок), условия расторжения данного соглашения и пр. Это предложение можно принять (подписать) или поторговаться, если что-то не устраивает. После того как Job Offer подписан и отправлен можно выходить на работу в означенный день.
Первые дни в новом офисе. Почта и телефон.
Как правило первые дни мало чем отличаются от подобных в современных русских офисах. Они полностью посвящены ознакомлению с компанией, какие-то базовые тренинги, общение с HR, ознакомление с security процедурами, принятыми в компании. Так же в первый же день требуют подписания внутренних документов (распорядков, обязательств о неразглашении и пр.) Предоставляется рабочее место, компьютер, телефон.
Про телефон хочется отметить отдельно. В Канаде принято использовать автоответчик очень активно. У сотрудников, работающих с клиентами, как правило, бывают такие сообщения, - я сейчас в офисе, но не могу взять трубку, оставьте сообщение -я вам перезвоню. И всегда перезванивают. Причем это распространяется не только на внешние, но и на внутренние звонки. На моей первой работе, специальный человек от сисадминов, проводил тренинг около получаса, рассказывая об особенностях местной офисной АТС, как пересылать голосовые сообщения, как делать разные варианты автоответа, в зависимости от времени или источника звонка и т.п. Т.е. компания прилагает усилия для сохранения "телефонного лица", что бы человек, позвонивший на любой телефон, в итоге получил полную информацию, о том, куда он позвонил (компания, человек) и его звонок попал по назначению. Так же есть громкая связь и она используется, т.е. когда по офису объявляют - "Джек Дэниел позвони, пожалуйста, по номеру 2345". Есть такая фича, как внутрення почта (не электронная). Т.е. у каждого работника есть ящик с его именем и туда может придти письмо, от кого либо изнутри компании (HR и тп) или снаружи, если вы на адрес компании какую-то свою почту направляете (счета и т.п.). Если офис большой (или их несколько), то блоков с почтовыми ящиками может быть несколько. Специальный человек разносит почту по этим ящикам.
Итнернет, софт, канцелярия.
Доступ к интернету есть у всех. Какие-либо ограничения налагаются с помощью административного ресурса - вы подписываете документ о корпоративной политике пользования интернетом, где сказано, чего можно, а чего нельзя. Считается, что ты человек взрослый и понимешь, что правила нарушать нельзя. Messenger-ами (типа icq) народ пользуется. Канцелярия за счет компании. Если требуется установить какой-то специфический софт (скачанный из сети или принесенный с собой) нужно получить разрешение от непосредственного начальника. Весь софт лицензирован. У меня был такой случай - на моем лаптопе изначально не стоял MS Project, когда я попросил поставить, выяснилось, что закончились лицензии. Но проблемы не возникло - быстренько докупили и поставили.
Зарплата.
Ее выплачивают раз в две недели по пятницам на банковский счет, указанный при устройстве на работу. Могут зачислять оговоренными долями на несколько счетов в разные банки - как пожелаешь. В пятницу-же получаешь pay stub - листочек с расшифровкой о начислениях и удержаниях за последний период. Внутри компании только табель ведут. Расчет заработной платы зааутсорсен в специализированную внешнюю компанию, они же и печатают pay stubs. Кстати, pay stub - достаточно важный документ. Например, для одобрения кредита на машину у меня попросили два последних pay stub-а.
Вообще из первых впечатлений, насколько я их запомнил, бросился в глаза очень высокий (по сравнению с Россией) уровень узкой специализации (каждый человек отвечает за более узкий участок), и высокий уровень аутсорсинга, многие вещи зааутсорсены. Продолжение следует...
Доступ к интернету есть у всех. Какие-либо ограничения налагаются с помощью административного ресурса - вы подписываете документ о корпоративной политике пользования интернетом, где сказано, чего можно, а чего нельзя. Считается, что ты человек взрослый и понимешь, что правила нарушать нельзя. Messenger-ами (типа icq) народ пользуется. Канцелярия за счет компании. Если требуется установить какой-то специфический софт (скачанный из сети или принесенный с собой) нужно получить разрешение от непосредственного начальника. Весь софт лицензирован. У меня был такой случай - на моем лаптопе изначально не стоял MS Project, когда я попросил поставить, выяснилось, что закончились лицензии. Но проблемы не возникло - быстренько докупили и поставили.
Зарплата.
Ее выплачивают раз в две недели по пятницам на банковский счет, указанный при устройстве на работу. Могут зачислять оговоренными долями на несколько счетов в разные банки - как пожелаешь. В пятницу-же получаешь pay stub - листочек с расшифровкой о начислениях и удержаниях за последний период. Внутри компании только табель ведут. Расчет заработной платы зааутсорсен в специализированную внешнюю компанию, они же и печатают pay stubs. Кстати, pay stub - достаточно важный документ. Например, для одобрения кредита на машину у меня попросили два последних pay stub-а.
Вообще из первых впечатлений, насколько я их запомнил, бросился в глаза очень высокий (по сравнению с Россией) уровень узкой специализации (каждый человек отвечает за более узкий участок), и высокий уровень аутсорсинга, многие вещи зааутсорсены. Продолжение следует...
Спасибо, очень интересно! Ждем продолжения! ;-)
ReplyDeleteСпасибо, интересно очень)
ReplyDeleteРадует, что аутсорсинг в ходу. В России до сих пор начальники не умеют делегировать полномочия - сам и швец, и жнец, ведь он же лучше всех знает:
- как надо сделать сайт,
- какой написать текст,
- как проанализировать рынок,
и т.д.)))
Дмитрий, я очень рада, что у Вас всё замечательно сложилось с full-time работой, что все стабилизировалось и вошло в надежную колею. Удачи!
ReplyDeleteСпасибо огромное!
ReplyDeleteЭто как раз то, что я хотел узнать, но не мог сформулировать вопрос :)
Очень жду продолжения!
Спасибо, Дмитрий! очень интересно, ждем продолжения!!
ReplyDeleteНе совсем поняла само слово "аутсорсинг", это дословно "внешний источник" получается? Как это на английском пишется? Просто хочу узнать, чтобы потом столкнуться и понять сразу. А смысл аутсорсинга - это делегирование обязательств "специально обученным людям", как говорит мой начальник?
ReplyDeleteElena, я не автор но отвечу на Ваш вопрос :)
ReplyDeleteАутсорсинг (outsourcing) - это очень распространенная практика передачи задач на выполнение сторонним организациям - как например расчет зарплат в данной статье. Или в случае с разработкой software - заказывать разработку сторонним организациям - по-русски это скорее всего субподрядом называется :)
Или например в англоязычных странах очень популярно аутсорсить по крайней мере первую линию телефонной поддержки клиентов - отсюда множество жалоб на качество customer service - ибо на звонок отвечает индус, сидящий в где-нибудь в бангалоре, и знакомый с продуктом компании только по сценарию типовых вопросов/ответов которые перед ним на мониторе.
Кстати, не вполне соглашусь с комменарием Оли - все-таки уметь распределять задачи и аутсорсинг - разные вещи. Бывает, что несмотря на аутсорсинг какой-либо задачи, начальник все равно диктует свое видение решения организации, выполняющей заказ :)
Спасибо за отклики и пожелания!
ReplyDeleteСпасибо Valerych за ответ на вопрос Elena. В общем так оно и есть. Хотя я бы не стал называть аутсорсинг субподрядом, все-таки это разные вещи. Более подробно про аутсорсинг расскажу в следующей части.
Спасибо за подробный ответ, Valerych! И буду, конечно, ждать новых сообщений автора! Всем удачи!!!
ReplyDelete