Nov 20, 2011

Начальная школа в Канаде. Оценки.


Мы живем в провинции Онтарио, поэтому все, что написано ниже, относится к начальной школе в этой провинции. Вряд ли существуют значительные отличия между системой школьного образования в других провинциях Канады, но свои нюансы могут быть.

Итак, как оцениваются знания и умения учеников начальной школы в Онтарио? Начну с того, что здесь нет привычных нам ежедневных оценок  по разным предметам, например, за письменный или устный ответ у доски или за хорошую/активную работу во время урока. Не оцениваются и домашние задания, в классе проверяется их выполнение и разбираются ответы. Поэтому бесполезно заглядывать в дневник ребенка каждый день в ожидании увидеть там оценку/и, полученные за день. В дневник, тем не менее, заглядывать нужно на предмет домашнего задания или учительских заметок. Здесь учителя используют дневник как средство коммуникации с родителями, поэтому вся важная информация (о поведении ученика, напоминания о чем-либо или предупреждения о предстоящих экскурсиях и прочих мероприятиях) отражается в дневнике.

Где, когда и в каком виде присваиваются оценки за знания и как мы о них узнаем? Оценки выставляются только за контрольные и самостоятельные работы (tests and quizzes), а также за выполненные проекты, если таковые имели место. Тесты проводятся регулярно и по разным предметам. В конце каждого раздела по математике, например, дается тест или, если раздел большой, тестов может быть несколько плюс один большой общий в заключении, куда включаются задания разных типов по пройденному материалу. Оценки бывают такие: А, В, С, D, F, а еще каждая оценка может иметь + или -. Оценки выставляются в зависимостя от процента правильных ответов, т.е. 'А+' можно получить, выполнив правильно 95-100% заданий, 'А'  за 90%, 'А-' за 85% и т.д. Тест с оценкой отправляется домой для подписи родителями и потом возвращается в школу. Оценки, полученные за тесты, являются основой для выведения итоговой четвертной (хотя в нашем случае правильнее было бы сказать семестровой) оценки. Тем не менее, по личному опыту и опыту своих знакомых мы знаем, что тест тестом, но если при этом ребенок стабильно не выполняет домашнее задание и не принимает участие в обсуждении материала в классе, то учитель может посчитать, что, например, отличная оценка, полученная за тест не является достаточным основанием для того, чтобы поставить такую же итоговую оценку и порекомендует ученику и его родителям поработать над домашними заданиями и быть поактивнее в классе.

Рано или поздно наступает день выдачи Report Card. Это отчет об успеваемости за четверть (в нашем понимании). Есть некоторые нюансы. С прошлого учебного года в Онтарио была введена новая система выдачи таких отчетов. Как мы поняли, раньше ученики получали 3 репорт карда за учебный год – осенью, потом в феврале-марте и последний в июне. Собственно, именно 3 таких отчета наш старший сын получил в самый первый год в канадской школе еще в Ванкувере. В прошлом году в Онтарио постановили, что отныне report card будет выдаваться дважды в год – первый в январе-феврале, т.е.  в конце первого семестра и второй - в июне. Министерство посчитало, что некорректно выставлять оценки ученикам лишь через 3 месяца после начала учебы (мол, адаптация в новом классе, привыкание к новому учителю, да и учителю нужно время, чтобы досконально узнать всех детей), потому и отменили. Но! Вместо осеннего репорта ввели, так называемый, progress report card, который постановили выдавать в ноябре. Что это такое? Собственно по своей сути это тот же самый репорт, но он не содержит оценок. А что тогда? Данный репорт содержит только одну из трех характеристик по всем предметам
  1.        Испытывает трудности (progressing with difficulty)
  2.        Успевает хорошо (progressive well)
  3.        Успевает отлично (progressing very well)

Но не подумайте, что весь репорт сводится к трем строчкам. Вообще, когда мы получили первый репорт кард своего сына, мы были впечатлены. Мы, естественно, сравнивали со своим детством, когда выставлялась лишь оценка за предмет, поведение и прилежание. При чем, как помнится, оценки зачастую учитель диктовал всему классу по алфавиту - математика - Иванов 3, Петров 4, Сидоров 5.  Здесь все не так.

Во-первых, репорт кард выдается в закртытых конвертах и лично ученику в руки. Конечно, никто не может заставить ученика не открыть тут же конверт и не посмотреть что там или обсудить с одноклассниками, но настоятельно рекомендуется не делать этого и нести конверт домой родителям. Обсуждение своих оценок и сравнивание с оценками других учеников не приветствуется.

Во-вторых, в первой части репорта оцениваются Learning Skills and Work Habits. Здесь мы имеем дело с такими категориями:
  1. Responsibility
  2. Organization
  3. Independent Work
  4. Collaboration
  5. Initiative
  6. Self-Regulation

Каждый пункт оценивается буквами E - Excellent, G - Good, S - Satisfactory, N - Needs Improvement.

Эти оценки выводятся на основании ежедневных наблюдений учителя за учеником и его работой в классе. Поэтому не надо думать, что активное или наоборот пассивное участие ребенка в классных дискуссиях остаются незамеченными. Все берется на заметку и находит отражение в этой части репорта. Ну и естественно отсюда прямая связь с оценкой полученной за предмет. Если ребенок обладает развитым чувством ответственности, проявляет инициативу, умеет работать самостоятельно и без постоянной помощи со стороны учителя, то оценка скорее всего будет в категории А-В, и соответственно наоборот. 

В-третьих – оценки за предметы. В данном случае я уже говорю об обычном репорте, а не progress report card. Оценка за математику, к примеру, может быть не одна, их может быть несколько - по одной за каждый пройденный раздел. По языку оценка также не бывает общей - оценивается Reading, Writing, Oral Communication, Media Literacy. Также разбивается и Arts на Dance, Music, Visual Arts, Drama.

В-четвертых – репорт содержит изрядное количество текста, в виде описания сильных сторон ребенка, краткого описания того, что он прошел и насколько уверенно продемонстрировал знания, а также рекомендации в отношении того, что необходимо предпринять для улучшения результата.

Я не знаю как другие родители, но в нашем случае, читая характеристику, данную учителем нашему сыну, мы абсолютно узнаем своего ребенка, все его сильные и слабые стороны. Из этого я делаю вывод,  что в канадской школе реально имеет место индивидуальный подход. Учитель не отписывается общими фразами, а знает каждого конкретного ребенка и выдает индивидуальные рекомендации.

Вернемся к progress report card, который выдается в ноябре и как бы не является настоящим репортом. Его суть –  дать предварительную картину и соответственно время для того, чтобы подтянуться к моменту выдачи настоящего репорта с оценками. Поэтому после выдачи этого репорта организуются встречи родителей с учителем для обсуждения того как прогрессирует ребенок, так сказать, по горячим следам.

В Канаде (провинции Онтарио и БК, про остальные не знаю) не бывает общеклассных родительских собраний, к которым мы так привыкли в России. Здесь нет привычки собирать толпу из 20-ти человек и по 1-2 часа говорить общие фразы, о том какие у нас в классе есть общие проблемы или достижения, сколько надо сдать денег на день рождения директора школы, кто будет утеплять окна к зиме, а потом еще в течение минут 40-ка (уже как бы после окончания собрания) учителю овечать на вопросы родителей, выстроившихся в линию, об индивидуальных достижениях или проблемах каждого конкретного ребенка, потому как (чего там греха таить) основную массу родителей именно это и интересует, как это ни странно. Понимая, что все мы в душе индивидуалисты, а не общественники, особенно когда дело касается наших детей, в Канаде школа устраивает индивидуальные встречи с учителем. Примерно за неделю каждому ученику вручается бумажка, где написано в какие дни и какое время будут проводится встречи, родителям предлагается выбрать удобное для них время и учитель по возможности распределит время в соответствии с пожеланиями. На каждого родителя отводится 15 минут учительского времени. Вроде не так много, но по личному опыту можем сказать, что этого вполне достаточно для конструктивного разговора. Надо учитывать, что встречи проводятся сразу после выдачи progress report card.  Подразумевается, что родитель приходит подготовленный, с перечнем вопросов, если таковые возникли после прочтения репорта, а учитель, соответственно, тоже в курсе того что бы он хотел сказать данному конкретному родителю, поэтому 15 минут вполне достаточно для обмена мнениями и пожеланиями. Но если времени не хватило, то всегда можно договориться о проведении дополнительной встречи.

Вот так обстоят дела с оценками и работой по их улучшению. Не знаю кому как, но лично нам данная система кажется гораздо более выигрышной. Мне нравится, что ребенок не находится в постоянном стрессе из-за того какую оценку он получит за домашнее задание, например. Подразумевается, что задание делается не ради оценки, а ради закрепления знаний. Соответственно, сделать ошибку в домашнем задании не считается криминалом, ошибку надо взять на заметку и понять почему это ошибка.

Также, лично мне очень импонирует факт существования плюсов и минусов. Помню как бывало обидно в детстве получить 3-ку только потому что не дотянул чуть-чуть до 4-ки, тогда как точно такую же 3-ку получал ученик, который вообще в предмете был ни в зуб ногой, как говорится, но не 2-ку же ему ставить! И получалось, что тебя как бы формально уравняли с полным неучем из-за какой-нибудь досадной ошибки по невнимательности. В данном случае плюсы и минусы позволяют сделать такую дифференциацию.

Мне очень нравится то, что оценки являются приватным делом и не становятся основанием для насмешек над слабыми или бахвальства со стороны сильных учеников. Твоя оценка это твое личное дело. Это позволяет избегать навешевания ярлыков и способствует созданию более здоровой атмосферы в классе.

Безусловно импонируют и индивидуальные встречи с учителем, когда никто не мешает и не смущает и все внимание учителя предоставлено тебе. И ты понимаешь, что критика, произнесенная в адрес твоего ребенка, не станет достоянием чужих ушей, также как и изрядная похвала твоего же ребенка не станет причиной для оскорбления чувств другого родителя, чей ребенок не столь приуспел  в учебе.

7 comments:

saracin said...

Очень замечательная статья! Спасибо Вам за такую замечательную статью. И еще хотел бы сказать, то что ученики не знают оценок друг друга еще хорошо тем что нет ситуации как в России когда глупые честно говоря дети издеваются над тем кто умнее их, просто потому что он не поленился сеть дома и сделать задание.

Reliable said...

Спасибо вам, Saracin, за внимание к блогу.

Елена said...

Спасибо, информация очень подробная и анализ прекрасный. Согласна в вашими выводами. Только на прошлой неделе было родительское собрание в классе у страшего сына - и видно было как раздражает родителей, когда делают при всех замечания им и их ребенку. И в этой ситуации - индивидуальные встречи - это выход.

Reliable said...

Спасибо за отзыв, Елена. До приезда в Канаду нам и в голову не приходило, что встречу родителя и учителя (не по причине плохого поведения или еще чего-то подобного, а обычную, чтобы просто услышать впечатления учителя о твоем ребенке) можно проводить индивидуально. А глядя на местную школу, думаешь, боже мой, ну ведь это так просто организовать, зато гораздо более полезно. Хотя... совершенно не факт, что российские родители согласились бы с такой формой, это ведь надо с работы отпрашиваться, время тратить, да и школе выделять дополнительные часы для этого. Как известно, "западные технологии" зачастую не приживаются у нас на родине.

Sergey said...

Добрый день. Меня очень сейчас интересует тема обучения подросток в Канаде. Моя бывшая жена хочет отправить нашу дочь 13 лет учиться в Канаду одну. К Сожалению не могу ее убедить что подростковый возраст самый важный этап жизни, когда ребенок должен быть с родителями. Дочь уже ничего не хочет слышать и она уже вся в Канаде. Скажите какие могут быть разочарования учебы и самостоятельной жизни подростка в Канаде. Я очень обеспокоен подростковой наркоманией и тп . Понятно что в школе тебе никогда не скажут о минусах и недостатках.

Sergey said...

Добрый день. Меня очень сейчас интересует тема обучения подросток в Канаде. Моя бывшая жена хочет отправить нашу дочь 13 лет учиться в Канаду одну. К Сожалению не могу ее убедить что подростковый возраст самый важный этап жизни, когда ребенок должен быть с родителями. Дочь уже ничего не хочет слышать и она уже вся в Канаде. Скажите какие могут быть разочарования учебы и самостоятельной жизни подростка в Канаде. Я очень обеспокоен подростковой наркоманией и тп . Понятно что в школе тебе никогда не скажут о минусах и недостатках.

Reliable Fellow said...

Здравствуйте, Сергей. Боюсь, что ответ может получиться слишком длинным чтобы уместиться в комментарии к данной теме. Вы не могли бы сообщить свой e-mail в личку, я тогда письмом отвечу.