Nov 21, 2011

Почему русским иммигрантам не нравится школа в Канаде?


Еще готовясь к эмиграции и читая различные русскоязычные жж и форумы мы знали что со школой в Канаде «все плохо». Переехав в Канаду и, общаясь с русскими иммигрантами уже на месте, мы услышали не один десяток подтверждений о том же. Сейчас, спустя два с лищним года после приезда, и, основываясь на личном опыте, я попытаюсь изложить ответ на этот вопрос.
На мой взгляд, такое отношение у большинства русских к местной школе складывается из трех составляющих, на которых стоит остановиться подробно:

  1. "Советские" ожидания от школы.
Так уж случилось, что большинство родителей, привезжих своих детей в Канаду, закончили (или проучились большую часть) советскую школу. И для них вполне естественно перекладывать «советский» слепок на канадскую школу. А именно – перекладывать на школу ответственность о качестве детского образования. «Они его плохо учат», «За что этим учителям платят?», «Они ничему ее не научили», «Школа должна была…», «Я им отвел ребенка и где результат?», «Они там только развлекают детей и никакой учебы» - вот это типичные фразы, которые можно услышать от русских родителей. Т.е. школа рассматривается как единственный поставщик образования для ребенка. Родительская роль опускается.
Но, извините, это совсем нет так. Канадская школа создает все условия для получения знаний. В задачу школы не входит заставлять детей получать эти знания. Я не помню, кто сказал это замечательное выражение, но "Ты ничему не сможешь научить человека против его воли". Т.е. в задачи канадской школы не включена мотивация детей на получение образования, эта роль отводится семье. У них задача - сделать процесс получения знаний для ребенка максимально комфортным.   И у них это хорошо получается - я помню, как с удивлением услышал, что мой старший сын заплакал, узнав, что завтра начинаются каникулы, и в школу он не пойдет.

  1. Синдром «плохого» учителя.
В канадской школе, и в начальной, там где учитель один по всем предметам, и далее где что-то типа советского классного руководителя, он меняется каждый год. Т.е. за 12 лет полной средней школы у ребенка будет 12 разных классных руководителей.  Сначала нам была непонятна эта идея, т.к. в мозгу прочно засела идея одного классного руководителя – «учительница первая моя» и пр.  Но к счастью, еще в Ванкувере у нас состоялся замечательный обмен мнениями с учителем (очень хорошим, кстати) нашего старшего сына. Когда мы рассказали ей про русскую систему, то ее реакция была показательной - "Ой, как это плохо, а что будет если учитель плохой и его все 12 лет нельзя поменять?"  - Вот где корень! Учителя, как и люди всех остальных профессий, бывают хорошими и плохими. Мы это поняли, когда столкнулись с плохим.
Наш страший уже учился у четырех учителей (1 в Ване и 3 в Онтарио). Предпоследний был ужасным. Нет, это была милая дама, которая выполняла свои обязанности от звонка до звонка, но чисто формально. Все домашние задания были строго "optional" и ребенок с чистой совестью говорил -"Нам ничего не задали!", и мы сразу узнавали похожие жалобы недовольных родителей – «Не,  ну это просто ужас – им ничего не задают!» Количество проектов за год было сведено к минимуму (один) и тоже  "optional". От своей супруги (образованием детей занимается она) в течении прошлого учебного года, я только и слышал фразу – «у нас проблемы со школой». К концу года мы были готовы зачеркнуть весь наш положительный канадский школьный опыт. Но что делать в таком случае? Горестно сетовать на судьбу и ждать следующего года, когда, авось, повезет с учителем? Нет, мы решили действовать сами, т.к. именно родители в первую очередь несут ответственность за своих детей, в том числе и за их знания. Вполне справедливо было бы сказать, что наш старший сын весь прошлый год, хоть и посещал школу, но фактически был на домашнем обучении. Мама обложилась книжками по программе обучения за 4-й класс, занималась с сыном решением математических заданий, чтением и разбором текстов, изучением атласов, сама составляла тесты к прочитанному материалу и т.п. И вот наступил новый учебный год и новая учительница оказалась гораздо профессиональнее. Качество и количество домашних  и классных заданий выросло, появились интересные проекты, на порядок более сложные задания. И при этом ребенок по-прежнему каждое утро бежит в школу с радостью.

  1. Языковой барьер.
У семей иммигрантов, как правило, английским языком хорошо владеет один из супругов, второй начинает учить язык уже после приезда в Канаду. Ну и не мудрено, что работает как правило тот, кто лучше знает язык. Следовательно, с учителями ходит общаться второй родитель, у которого язык хуже (первый же на работе). Ну а теперь представьте, насколько полноценным может получиться диалог между учителем и родителем в русской школе, если родитель говорит учителю что-то типа «Наша мальчика домашний задания дома телать сам помогай я ему нет. И мы его всгеда заставлять оценка кароший дамой неси». Т.е. если у мамы (или у папы) при походе в школу диалог с учителем выливается в учительский монолог с киванием со стороны родителя, то положительной обратной связи не получится никак. А далее начинает расти пропасть между ребенком, который все более понимает английский и начинает на нем говорить, и мамой (или папой) который не способен помочь с домашним заданием в силу непонимания языка. Некоторые родители просто прекращают посещать встречи с учителями из-за того, что стесняются своего английского.
А теперь сложите все три причины вместе и скажите - понравится вам такая школа? 

22 comments:

  1. Думаю, все верно Вы объяснили. Я помню, как прочитал описание канадской школы у bond45, у меня, наоборот, возникла куча вопросов к российской школе. Зачем с самого первого класса детей пичкают таким объемом нового, что буквально через полгода отбивают интерес к этому процессу у ребенка. Зачем вводят эти безумные требования одинаковые ко всем детям без исключения, как будто это не школа, а подготовка вундеркиндов. Ведь тем самым, с самого начала в детях воспитывают не самоуважение, не доброжелательные и партнерские отношения к друг другу, а наоборот, у одних чувство неполноценности и зависть, а у других - какого-то больного превосходства над другими. А потом удивляемся, откуда столько агрессии и злости у детей и уж тем более у подростков.
    В итоге имеем то что имеем: чем больше объем знаний, которыми пытаются наполнить наших детей, тем более безграмотными выходят выпускники из школы (в общей массе конечно

    ReplyDelete
  2. Спасибо за комментарий, Matwey. Я с вами полностью согласен. Но периодически сталкиваюсь с соотечественниками, которые почему-то убеждены, что "хорошее" образование это именно когда загруз по уши, чтоб не поднимая головы от книг. Мало кто хочет попытаться понять, что всему свое место и время. По нашим наблюдениям, здесь настоящий загруз студенты испытывают в старших классах и далее в ВУЗах, а на этапе начальной и средней школы у них просто пытаются сформировать понимание, что учиться, использовать разные ресурсы это интересно и познавательно, это расширяет твой кругозор. И еще, их школьный материал имеет четкую практическую направленность. Вот недавно сравнивали два учебника по математике - российский за 4-й класс и канадский за 5-й (аналог российского 4-го). В русском учебнике присутствует масса заданий с длинными примерами в несколько действий, когда надо применять знания о порядке выполнения действий. В канадском учебнике такие примеры отсутствуют, зато присутствуют десятичные дроби, которых нет в русском учебнике. Зададимся вопросом - что полезнее с практической точки зрения? Я прихожу к выводу, что десятичные дроби, с их помощью можно расстояние прикинуть, опять же цены в магазине посчитать. А что с порядком выполнения действий делать? Я как-то не припомню случая, чтобы мне в жизни так уж пригодилось знание того, что сначала нужно выполнять действие в скобках, а потом все остальное. Или например тема Вероятность, которая в канадских учебниках присутствует с самых младших классов. В России, насколько мне известно, вероятность даже в ВУЗах проходят очень вскользь. А здесь с самого детства учат видеть, что решение не всегда может быть однозначным, бывают и варианты, которые можно и нужно просчитывать. Вот как-то так.

    ReplyDelete
  3. Странно, у меня все наоборот, я боюсь ребенка отдавать в нашу школу. И все делаю чтобы переехать и ребенок пошел в школу в Канаде. Про нашу школу я знаю не по наслышке, потому что сам в ней отучился. Про Канадскую школу знаю по блогам, например вашему :) И я от нее в восторге!

    ReplyDelete
  4. Сталкиваюсь со студентами - они в Канаде тоже не напрягаются, знания же набирают уже когда выходят на работу или в аспирантуре. Дочка пока пошла в киндергарден, в школу только в следующем году. Но я постоянно укоряю себя, что мало дома занимаюсь с ребенком, домашние задания уже задают, а школьная программа по математике и химии (предметы, которые мне ближе по специальности) в Канаде значительно уступает Российской. Преимущество же Канадской системы в том, что они выращивают не технического специалиста, а полноценно-образованного человека, который в первую очередь учится взаимоуважению и социальной активности. Есть и плюсы и минусы, но при выборе школ, я отдаю свою дочь в Канадскую.

    ReplyDelete
  5. Dmitry, спасибо за комментарий! На самом деле интересно узнать мнение человека, живущего в Канаде. Хочу задать вам вопрос. В чем школьная программа по математике и химии в Канаде, на ваш взгляд, уступает российской? Если вы имеет в виду, что российский вариант более сложный и углубленный, то по моему мнению, это не является преимуществом. Средняя школа должна давать базу, пригодную для использовани в быту, а не для работы фармацевтом, скажем. Кстати, я знаю, что в старшей школе в Канаде есть advanced классы по разным предметам, которые можно выбрать с учетом будущей профессии. По рассказам родителей, чьи дети учились в таких классах, это не шутки, а серьезная нагрузка и подготовка к ВУЗу. Вы сами сказали, что в Канаде школьная система не стремится вырастить технического спеца.
    Кстати, а вы с какой школьной программой в России сравниваете? Современной или той, когда сами учились? Просто от знакомых, чьи дети учатся в современной российской школе, приходится слышать много жалоб по содержанию учебных программ.Будет интересно узнать ваше мнение.

    ReplyDelete
  6. Я учился по советским программам, но уже в Российское время, в школу я пошел в 1987 году. Из любопытства специально поразглядывал учебник по химии (в ней я всех больше разбираюсь) для углубленного (К12, если не путаю) уровня. Многих вещей там не нашел, которые были в школьной программе в России. Порадовали, конечно, в Канадском учебнике примеры, которые взяты прямо из быта, а то от Советских схем производства аммиака и серной кислоты все еще в дрожь бросает. Но все равно, материала из Канадского учебника (углубленного) точно не хватит чтобы поступить в МГУ, например. Правда мне сложно сравнивать, последние годы в школе я был в лицейских классах. С математикой напротив, у них очень сильное отставание именно в средних классах, в пятом классе все еще задают задачи на сложение двух чисел. В Российских же уже с таблицей умножения, наверное, заканчивают. Опять таки, давно было, уже и не упомню. Причина - разное развитие детей, некоторые до математики дозревают позже, поэтому всему классу примеры и не дают, наверное, чтобы всем было комфортно. Тут вообще все повернуты на тактичности. Пример из жизни: в Канаде в школах нашествие вшей - привычное дело. Но никто не скажет, даже если обнаружат на вашем ребенке, чтобы дома все вычесали, а тактично, всему классу, а то и всей школе раздадут буклеты - как опознать паразитов, как от них избавиться. Но у кого были вши, так никто и не узнает.
    К сожелению, о современной школьной программе в России ничего не знаю. Но математикой в обязательном порядке в Канаде заниматься дополнительно просто необходимо, ибо ум укрепляет. А все остальное и позже, в университете выучить можно.

    ReplyDelete
  7. Dmitry, спасибо за ответ. Ваш взгляд понятен. Собственно, насколько я вас понял, главное преимущество российской школы вы видите в углубленности подаваемого материала. Именно на этом основываются выводы многих русских о некачественном школьном образовании в Канаде. Я на эти вещи смотрю по другому. Я считаю, что главная функция школы это не столько дать как можно более глубокие знания по предмету (согласитесь, что не каждому нужно поступить в МГУ на химический факультет), сколько научить работать с источниками информации и понимать как и откуда извлекать нужные тебе данные. А настоящие знания, как вы правильно отметили, получают потом, в университетах и на практике на работе. Я главным преимуществом канадской школы вижу то, что здесь в первую очередь учат думать, а не просто заучивать материал. Даже подача материала по математике, на мой взгляд, более разносторонняя и так, чтоб понял каждый, а не только тот, чей ум заточен на физику и математику. А заниматься математикой дополнительно и в России полезно, я вас уверяю, потому что много отстающих детей именно потому, что создатели учебников не стремятся сделать материал легко понятным для каждого. А ведь мы говорим про среднюю школу и, соответственно, усредненного студента. Я думаю, вы согласитесь, что в России, несмотря на более сложную программу, есть масса детей, которые не знают элементарных вещей, так что углубленное преподавание предметов проблемы всеобщей грамотности не решают. В общем, это долгий разговор, в комментах не обсудишь.

    Про вши, по-моему, перебор. Мы за почти три года здесь с объявлением про вши в школе встретились только один раз. И в нашем случае, ребенок не допускался до занятий до полного выведения паразитов. Но имя действительно никто не называл и это правильно.

    ReplyDelete
  8. Добавлю. В свое время, еще в России попалась хорошая, на мой взгляд, статья о проблемах российского образования. Не финансовых, а именно качественных, способах подачи и отбора материала, формирования мышления у школьников. Приводились сравнительные результаты по странам. В самой статье Канада не фигурировала, но позже мы с супругой нашли полный список стран, участвовавших в исследовании. Канада на много позиций опережала Россию. Теперь я все это вижу наглядно ибо имею возможность сравнить здесь и там. Если интересно, вот тут можно почитать
    http://rusrep.ru/2008/05/pisa/

    ReplyDelete
  9. Эх, бесконечная тема обсуждения двух систем образования :) Reliable Fellow полностью с вами согласен. А еще, мне кажется, нужно учитывать практические полное отсутствие финансирования школ в РФ, а отсюда отсутствие материальной базы, движения и конкуренции кадров(учителя по 30 лет работают и никто не анализирует и не оценивает их эффективность). Также я со своей стороны вижу полную закрытость системы...

    ReplyDelete
  10. Спасибо за участие в дискуссии, Philipp. Если говорить о конкуренции в учительской среде, то в Канаде она действительно существует, устроиться работать в школу не так просто, что впрочем необязательно означает, что в эту систему попадают только лучшие. По всякому бывает, я выше писал про предыдущую учительницу сына. Проблема в том, что уволить ее практически невозможно, ее защищает профсоюз. А что касается финансирования... Знаете, я думаю, что и канадцы жалуются на его недостаток, ибо много никогда не бывает:) Я бы не стал недостатки российской школы списывать на плохое финансирование, тут дело еще в принципе разном подходе к образованию.

    ReplyDelete
  11. Да, я тоже думаю, что финансирование не единственная проблема. Основной проблемой мне видится отсутствие желания все это менять и улучшать, я имею в виду управляющих страной. А также отсутствие признания этой по моему гигантской проблемы во всеуслышание. По крайней мере я ничего такого не слышал и не видел, как будто бы все в порядке :)

    ReplyDelete
  12. Если говорить о проблемах финансирования, то проблему, на мой взгляд, стоить рассматривать с точки зрения дохода учителя по отношению к другим категориям работников, просто, чтобы не было отрицательной селекции - на низкие зарплаты умные и умелые пойдут только из большого энтузиазма, а таких меньшинстов. В Канаде учителям платят достаточно, а вот, по слухам, в США в обычных школах с зарплатами тоже проблема.
    По глубине программы, то важно тоже не то где и сколько учат, а возможность дальнейшего поступления в ВУЗ. А то действительно возникает нечестная ситуация, что в ведущий ВУЗ из обычной школы без дополнительных занятий (можно с репетитором, но на Химический факультет обычно самостоятельная подготовка) точно не поступить. Это нечестно и ненужно, материал нужно учить в ВУЗе, здесь я полностью согласен, что в школе этому не место. А вот учить мыслить - очень сложная задача. Математика лучше всех подходит. Меньше всего отвлекаешься на картинки, не надо зубрить огромные объемы чего-то наизусть.
    Забыл добавить про умение презентации. В понедельник мой ребенок пойдет в класс и будет рассказывать про свою любимую игрушку всему классу. Это с 5 лет учат работать с докладами. Я с улыбкой вспоминаю курсовые работы первого курса универа, где было сложно выступать абсалютно всем, без исключения, студентам - не было никакого опыта публичных выступлений. Одно дело стих заученный рассказать и совсем другое представить свой рассках, свой доклад.
    Извините, но со вшами действительно проблема. В России за всю мою школьную жизнь слышал только один раз, здесь (в Виннипеге) за 1.5 года садиков-школ уже 4 раза видели объявления.
    Ну и самое главное, на мой взгляд успех школьного образования состоит из пяти равных частей: школьной программы, ученика, семьи, учителя и круга друзей школьника. Так что на программу приходиться не более (опять мое личное мнение) 20% от общего вклада.

    ReplyDelete
  13. Dmitry, я готов подписаться под каждым вашим словом. Про презентации это правда. Наверное, поэтому я пока не встречал среди взрослых коллег-канадцев таких, кто говоря перед публикой (хотя бы на совещаниях) смущался, краснел и запинался. Этому учат со школы.
    И про успех школьного образования вы правы. Поэтому я и писал, что не согласен с родителями, которые всю ответственность перекладывают на школу.
    Что касается подготовки для поступления в ВУЗы после окончания обычной школы, то это обычная ситуация для многих стран и это скорее вопрос к ВУЗам.
    Про вши:) Нет, я верю вам. Если вы так пишите, то наверное так оно и есть. Я тоже написал правду - мы только один раз видели объявление за 2,5 года. Может, там обстановка в этом смысле неблагополучная? Такое тоже бывает.

    ReplyDelete
  14. Помимо качества, еще очень важно, по моему,то насколько комфортно ребенку в школе. Ему там учиться 10 лет, и если что-то не так(плохая учебная программа заставляющая учить непонятно что в больших объемах, неадекватные учителя и тп) то ведь никуда не денешься. Он не сможет, как мы взрослые взять уволиться и перейти на новую работу. А 10 лет мучений никому не пожелаешь. Выбора у него нет, за исключением варианта смены школы при поддержке родителей....Все это, насколько я знаю, напрямую влияет на его психологическое здоровье...Этот аспект для меня очень важен.

    ReplyDelete
  15. Здравствуйте! Расскажите пожалуйста, как вообще детям даётся адаптация? У меня сын (7 лет), надеемся в скором времени перебраться в Канаду, я не представляю, как его в школу вести?! Язык он не знает, и не думаю, что репетитор его чему-то научит (хотя в школе уже английский преподают - один раз в неделю). Да и парень он довольно шустрый и баловливый (иногда дебоширит), но при этом умпеваемость по учёбе у него нормальная. Вот и не знаю что делать. Как можно его подготовить к другой стране и порядку... с чего начать? Спасибо за помощь!!!

    ReplyDelete
  16. Здравствуйте, Павел!

    Думаю лучшим ответом будет - ничего не надо делать. Если ваш сын, как вы пишите, шустрый и баловливый, то как мне кажется, ему будет легче адаптироваться, чем более спокойным и послушным детям. Просто ему надо внушить, что незнание английского совершенно не будет помехой в том смысле, что его кто-то будет за это ругать в школе или требовать чего-то сверх его возможностей. Скажите как есть, мол "ты сначала не будешь понимать что говорит учитель и дети, просто слушай и старайся понять из ситуации, через какое-то время ты почувствуешь, что ты начал понимать". Оно так и будет.
    Наши дети уже давным-давно адаптировались, мы уже даже и подзабыли как все это было:) хотя тоже очень переживали поначалу. У Канады очень большой опыт адаптиции детей всех возрастов и уровней, а также культур, они знают что делать. Кстати, вам очень повезло, что ребенку всего 7 лет, в этом возрасте все проходит и приходит быстро. Представьте как люди едут с 15-летними подростками, которые английский знают в пределах школьной программы, а тут им Шекспира надо анализировать на уроках. И ничего, справляются. Так что, самое главное - вы сами не переживайте и сыну внушите, что все будет ОК. Начальная школа в Канаде очень щадящая в плане нагрузки, так что не думайте, что вам придется выполнять каким-то образом огромные объемы домашних заданий на языке, которым сын не владеет. Я уверен, ваш ребенок будет получать удовольствие от местной школы.

    ReplyDelete
  17. Большое спасибо за ответ! Вот именно этотм момет и интересен: будет ли он сидеть и слушать, если ничего не понимает!? Ну и по поводу поведения очень переживаю...здесь он и ударить может кого-то или толкнуть (ну как правило оправдывается тем, что его первым тронули или ему мешают), как к такому в Канаде отнесуться_ типа поприехжали ту всякие да ещё и деруться. Для него и так стрес будет, плюс его поведение...Вобщем не знаю как объяснить даже...

    ReplyDelete
  18. Понятно. Слушать, возможно и не будет. Я бы тоже не слушал лекцию на китайском, например. Какой смысл если не понимаешь ни слова? Ну а скажем так, наблюдать за происходящим потому что интересно?

    Понимаете, в начальной канадской школе нет такого, чтоб весь класс сидел и смотрел на доску, слушая учителя минут 15-20, пытаясь понять новую тему и записывая в тетрадь за учителем. Здесь с учетом возрастной психологии все в порядке. У них даже парты в классе стоят не по 5 в ряд, одна за одной, а разбиты на несколько групп. В каждой группе, например, по 4-5 человек и задания они выполняют по группам, а учительский монолог сведен до минимума. Между группами проводятся соревнования. Кто быстрее справится с заданием, например. Присваивают всякие там звезды и все такое, детей это очень заражает. Мой младший сын учится в 1-м классе (ему 6 лет). Вот проходили они тему про Белых Медведей. Как это просходит? Одна группа детей (4-5 человек) сидит за круглым столом с учительницей и она им рассказывает про медведей, их повадки и т.п. Другая группа в это время лепит этих самых медведей из пластилина, третья группа смотрит видео про них на ай-пэдах, потом отвечают на вопросы. Т.е. преподавание идет через разные виды деятельности. Наверняка, вашему сыну будет интересно поиграть в математические игры на i-pad, как вы думаете? Для этого ему и английский-то необязательно надо будет знать, в цифрах-то разберется. Или головоломку из геометрических фигур сложить, к примеру? Ну а когда это все сопровождается какими-то комментариями учителя или одноклассников, то он поневоле начнет прислушиваться.

    Про поведение. Разрешение конфликтов путем применения физической силы здесь не приветствуется. Это правда. По крайней мере в нач.школе это быстро присекается путем вызова в школьный офис для разговора с директором или завучем. Опять же, это не значит, что на него кто-то будет орать и стыдить. С ним будут разговаривать, его будут подводить к анализу его поступка и разъяснению как нужно было правильно поступить в данном случае. Может быть и наказание. Например, пару дней он не гуляет на школьной площадке на перемене. Ну и само собой он должен будет извиниться.
    Что касается отношения типа "понаехали тут всякие" - нет, такого не будет. Во-первых, здесь это не принято, т.к. большинство народу в свое время откуда-то приехало. А во-вторых, вы же не думаете, что среди местных детей нет шустрых и шаловливых? Нам приходилось видеть всяких - и гиперактивных, и непослушных, и таких кто мгновенно выходит из себя, надувает губы и отказывается разговаривать с учителем (это я все про канадских детей говорю). С ними работают, не переживайте, и к вашему найдут подход. Так что, расслабьтесь:). Удачи!

    ReplyDelete
  19. Спасибо! Очень интересно!

    ReplyDelete
  20. Согласна со статьей полностью. Спасибо Вам, Reliable Fellow, за интересный блог. Начала читать еще до отьезда в Канаду. И вот уже три года мы здесь!!!

    ReplyDelete
  21. Моя дочь ходит в 8 класс, школой я полностью довольна.
    Самое главное, что детей здесь приучают к мысли, что они 1.полноправные члены общества 2. учат думать, размышлять и делать выводы. При этом делается акцент на умение доказывать свою точку зрения по самым широким вопросам.
    Рапространенное мнение о "лучшести" российского образования по сравнению с местным абсолютно не соответствует реальности.Кстати, очень часто об этом говорят выпускники старых заслуженных еще советских спецшкол, а можно ли сравнивать это?
    Да и задачи образования сейчас, как мне кажется, изменились. Надо ли напихивать головы учеников суммой знаний, если любой ребенок, погуглив, через минуту может получить любую информацию по любому вопросу? Да и многим ли пригодилось то невообразимое количество скучных формул, которое "проходилось" в школе? А вот свою ипотеку рассчитать, найти зависимость, построить в уме несложный график многие ли могут?
    Все-таки уметь думать и анализировать, выделять главное, находить аргументы гораздо важнее. И здесь этому учат.

    ReplyDelete
  22. Большое спасибо за комментарий, Kunya! Полностью согласен со всем, что вы перечислили.
    Для сомневающихся приведу еще один пример. Старшеклассница из Гонконга, оказавшаяся в Канаде по программе обмена, рассказывала, что ей было очень сложно учиться в канадской школе. По той причине, что здесь задают много творческих заданий - написать эссе, сделать презентацию, проект по теме. В ее гонконгской школе от нее требовали заучивать материал из учебника и конспектировать по 10 страниц текста, т.е посыл у системы образования другой - воспитать не творчески думающиего человека, а исполнителя инструкций. Вот и думайте какая система вам больше подходит.

    ReplyDelete