Sep 22, 2010

Канадская медицина. Личный опыт.

Когда мы собирались иммигрировать в Канаду, то вопрос медицинского обслуживания, естественно, волновал нас не в последнюю очередь, учитывая, что мы являемся родителями двоих не очень взрослых детей. В интернете можно найти много разных отзывов соотечественников, в том числе и не очень положительных о работе канадских медиков и системы здравоохранения в целом. Среди обычных жалоб на местную медицину, как правило, превалируют жалобы на длительное время ожидания приема и еще иногда на отсутствие глубоких исследований в первом приближении и рекомендации типа "а попейте Тайленола, а там посмотрим". 
Я не люблю категоричности в том или ином вопросе. Если кому-то лично повезло или не повезло при общении с местной медициной, значит так оно и было. Я против того, чтобы возводить личную удачу или не удачу в ранг системных преимуществ или недостатков. Я просто опишу свой опыт.
Итак, за год с небольшим пребывания в Канаде мы на первых порах несколько раз обращались в walk-in clinic. Для неосведомленных читателей поясню, что это некий аналог наших поликлиник. Правда, занимают они, как правило, гораздо меньшие по объему площади. Это может быть просто reception с парой кабинетов. Суть в том, что человек может туда прийти без предварительной записи. Если у вас есть местная карта медстрахования (что-то типа российского полиса ОМС), то вам прием в такой клинике ничего не будет стоить. Если же вы не являетесь счастливым обладателем такой карты (например, вы иммигрант и еще не получили карту), то вы оплатите услугу по прейскуранту. Прийти в такую клинику можно без привязки по адресу проживания. Правда, если прием заканчивается в 7, а вы пришли в 6 и впереди 5 человек, то вам скорее всего откажут в приеме на сегодня. Если у вас какая-то неотложная проблема, то порекомендуют поехать в отделение скорой помощи при больнице. В Walk-in clinic мы обращались не часто. Несколько раз для выписки рецепта. Ну и с детьми пару раз. Каждый раз мы получали квалифицированную консультацию по проблеме, с которой пришли. Да, есть очереди. Один раз ждали минут 40, другой раз часа 3. Ну, а что вы хотели? Вы приходите без предварительной записи, впереди может быть 10 таких же пациентов, жаждуших консультации доктора. Избежать очереди при таком раскладе вряд ли получится.
Семейный доктор это альтернатива walk-in клинике. В принципе, его услуги мало чем отличаются от того, что вам оказали бы в клинике. Разница в том, что вы привязаны к этому доктору, он знает вашу медицинскую историю и в этом, безусловно, есть преимущество для пациентов с какими-либо хроническими заболеваниями поскольку для доктора в walk-in clinic вы абсолютно незнакомый пациент, а семейный доктор, который работает с вами на протяжении какого-либо времени, уже знает вашу историю, знает медикаменты, которые он вам выписывал и вашу реакцию на них. Кроме того, к семейному доктору всегда можно попасть на прием по предварительной записи или позвонить ему по телефону для консультации. Конечно, семейные доктора тоже бывают разные, есть хорошие и внимательные, есть не очень. Хорошо то, что вы всегда можете поменять семейного доктора, если вас что-то не устраивает, хотя хорошие врачи, как правило, имеют большую клиентуру и к ним довольно тяжело попасть для постоянного наблюдения. Переехав в Онтарио мы завели себе семейного доктора дабы не тратить время на очереди в поликлиниках. Наш доктор - китаец по происхождению, пока у нас нет поводов для недовольства им, но с другой стороны наше состояние здоровья, слава богу, позволяет нам быть редкими пациентами у нашего семейного доктора, поэтому оценить степень его квалификации и профессионализма пока не можем, не было прецедентов, так сказать.   
Служба 911. За год с небольшим проживания в Канаде нам довелось познакомиться с работой службы 911. Повод для обращения был печальный - нашего старшего сына укусила собака. Не буду вдаваться в подробности происшествия, т.к. здесь речь не об этом. Скажу только, что укус был не сильным, можно даже сказать, что не укус, а щипок, открытой раны не было, только синяк. Тем не менее, перепугавшись мы тут же позвонили в 911. Как это работает? На том конце провода сразу задают вопрос кто нам нужен - скорая или полиция? Супруга объяснила, что скорая и рассказала суть проблемы, вызов приняли и тут же переключили на полицию. Обе службы приехали примерно минут через 7-10. Осмотрели ребенка, приложили лед, поинтересовались прививкой от столбняка, сказали, что оснований для госпитализации не видят, но если мы наставиваем, то они отвезут в больницу. Мы отказались, скорая уехала. Все обошлось, травма была не опасной, но мы были благодарны парамедикам за то, что они приехали так быстро. В материальном плане нам это ничего не стоило. We are free, - пошутил полицейский, учитывая размер налогов, который я плачу и который идет в том числе и на содержание данных служб.
И вот сегодня мы имели возможность познакомиться с канадской больницей.  Младший сын ночью что-то плохо спал, ворочался и говорил, что у него животик болит, под утро вообще стал плакать и жаловаться на живот. Мама, конечно, сразу обеспокоилась на тему аппендицита и сказала, что надо ехать в больницу. Ок, поехали, приехали в 7.30 утра, народу не было и нас сразу зарегистрировали, нацепили сыну браслет пациента на руку и сказали куда идти. Сын к тому времени, правда, вел себя как обычно, и мы уже стали подозревать, что зря все это затеяли. А послали нас в, так называемую, rapid assessment zone. Rapid это, прямо скажем, преувеличение. Мы были наслышаны о том, что здесь в больнице можно провести весь день, пока у персонала дойдут до тебя руки, к тому же сын не производил впечатление тяжелого больного, так что мы приготовились ждать. Взяли на анализ мочу, померяли температуру приборчиком через ухо и давление приборчиком через палец, взвесили, сказали ждать и провели за шторку, где был застеленная кушетка и еще какие-то прибамбасы. Ждали мы минут 40, наверное. Поинтересовались когда нас посмотрят, медсестра говорит "я не знаю, доктор смотрит сначала критических больных." Согласитесь, возразить тут сложно. Потом пришел доктор, пощупал живот, сказал, что на аппендицит не похоже, спросил бывают ли у ребенка проблемы с пищеварением (да, бывают), сказал, что по видимому с этим и связаны болезненные ощущения, сказал что попить. Потом еще отправили на УЗИ. Сыну выдали хорошенькую больничную мантию с завязками на спине, сказали переодеть и мы еще минут 15 подождали, пришел мужик из младшего персонала и отвел нас на УЗИ, где мы еще минут 30 подождали среди других пациентов. Хорошо, что были книжки и телевизор, а то сын уже начал домой проситься. Узистка посмотрела все интересующие области, сказала, что все в норме и никаких воспалений она не видит. Потом мы еще с час подождали когда доктор получит описание от узиста и сделает свое заключение, отпустив нас восвояси. В общем, в итоге провели мы там около 4 часов. Судя по всему, это еще было быстро. Вообще, конечно, интересная у них система. Везде в общем-то довольно свободный доступ для больных и их сопровождающих, можно даже еду с кофе с собой принести и сидеть кушать в ожидании доктора. Больные запросто передвигаются по коридору с капельницами (они их перекатывают на штативах на колесиках) и даже в туалет с ними ходят. Больных сопровождает как правило персонал, когда надо куда-то отвести или отвезти (приходит дяденька или тетенька с инвалидной коляской, садитесь и поехали). Никаких бахил никто не требует. Атмосфера доброжелательная, никто не орет, не грубит и персонал не ограничивает доступ родителей в кабинет вместе с ребенком. Такое впечатление, что здесь никому в голову не приходит оставить ребенка без мамы или папы в такой момент, когда ему страшно или больно. В целом впечатления положительные. Конечно, приходится ждать несколько часов, но с другой стороны - степень конкретно нашего состояния вполне позволяла нам это сделать. Мы пришли с жалобой, ее рассмотрели, проанализировали, сделали заключение. У нас претензий нет.
Дантисты. Услуги стоматологов не входят в перечень услуг, оплачиваемых ОМС. Если у вас есть страховка по месту работы, то данный сервис, как правило, включен туда. Условия покрытия, естественно, у каждого свои. Мы уже писали про опыт удаления зуба младшему сыну в одной из ванкуверских педиатрических стоматологических клиник. На тот момент у меня еще не было работы и, соответственно, услуги стоматолога мы оплачивали из своего кармана. Правда, имейте ввиду, что потом эти расходы можно списать с налогов, так что сохраняйте квитанции.  В Онтарио, уже имея страховку от работодателя, распростаняющуюся на всех членов семьи, мы обратились к general dentist со старшим сыном. Проблема была довольно серьезная, требовалось удалить несколько зубов и вскрыть опухшую десну. Сын трясся как осиновый листок и обычный дантист отказалась с ним работать - "ребенок боится, я не могу так работать, поэтому я дам вам направление в педиатрическую стоматологию". И поехали мы в педиатрическую стоматологию. Надо сказать, что нагрянули мы туда без предварительной записи и с их стороны было бы вполне логично нам отказать дабы недостатка в клиентах у них нет, но, осмотрев сына, стоматолог (она же владелица клиники и очень приятная дама) сказала, что это неотложный случай, поэтому она найдет для нас время, только надо подождать. Так что, подход вполне себе индивидуальный. Мы подождали час с небольшим, нас приняли, сыну дали слабый наркоз через маску (он не спал, но расслабился), очень быстро проделали все манипуляции и отпустили домой. Несмотря на многочисленные удаления и вскрытие десны, у сына не возникло никаких осложнений. Так что этим сервисом мы остались очень довольны. Тут стоит оговориться, что за вышеперечисленные услуги нам пришлось выложить из своего кармана крупную сумму, превышающую 1000 долларов. Страховая компания через два дня оплатила лишь 56%, т.к. суммы покрытия в страховом полисе расчитываются на основании стоимости услуг general practitioner, а педиатр в этот спектр уже не попадает. Педиатр это специалист и его расценки выше средних, поэтому страховая оплачивает из расчета как если бы услуги оказывал обычный дантист, а все, что сверху - ваши проблемы. Собственно, для нас было важно получить качественную врачебную помощь, а деньги это уже дело второе.
В целом, подводя итог могу сказать, что пока у нас ни разу не возникло оснований для недовольства местной медициной. Пока мы не сталкивались с откровенным непрофессионализмом или наплевательским отношением. Да, здесь нельзя вызвать врача на дом за исключением критических случаев, когда можно вызвать скорую помощь. Поначалу нам это казалось несколько странным. Как это нельзя вызвать врача, если у ребенка температура? С другой стороны всегда посещает мысль "а как же другие?". В данном вопросе я бы порекомендовал российским родителям отказаться от стереотипного мышления. Температуру можно сбить и приехать к доктору, ничего страшного в этом нет. Ну а если проблема выходит за рамки тривиальной, когда имеет место какое-то серьезное заболевание или действительно тяжелое состояние, то всегда можно вызвать скорую. Как мы могли убедиться на собственном опыте, она приезжает быстро. Удачи всем и здоровья!

10 comments:

  1. Спасибо за передачу своего опыта.

    Пусть мальчики не болеют. Да и вы тоже.

    ReplyDelete
  2. Спасибо за пожелания, вам того же. Когда собираетесь в Канаду?

    ReplyDelete
  3. Как посольство визу даст - сразу. Пока что медформы не прислали. Хотя полный пакет подан еще в апреле.

    ReplyDelete
  4. Мне кажется, что основная проблема именно в том , что не привыкли мы к такой схеме. Вот в Москве мы можем всегда пойти в частную клинику и сделать всё в тот же день. В обычные поликлиники если только ради справок ходить стоит. А там получается, что хочешь не хочешь, а принимай правила игры общие для большинства.

    ReplyDelete
  5. Да, здесь не Россия. Правила для всех одинаковые и все играют по ним, даже если они не совсем удобны:) От местных врачей, даже если это аналог нашей поликлиники, все же получаешь больше внимания и толку, так нам показалось.

    ReplyDelete
  6. Тут вопрос такой возник -
    по переезду в Онтарио вы сразу медкарту получили или ждали 3 месяца и лечились по старой.

    ReplyDelete
  7. Нет, не сразу. При переезде из одной провинции в другую действуют те же правила, что при въезде в страну, т.е. карту OHIP мы получили через 2 месяца + остаток того месяца, в который въехали. До этого момента в Онтарио нас обслуживали по BC care card, которая действовала в течении 3 месяцев после выезда из ВС.

    ReplyDelete
  8. "Да, здесь нельзя вызвать врача на дом за исключением критических случаев, когда можно вызвать скорую помощь. Поначалу нам это казалось несколько странным. Как это нельзя вызвать врача, если у ребенка температура? С другой стороны всегда посещает мысль "а как же другие?""
    Можно) именно что ни на есть такого привычного нам вызова врача на дом, если случай не емердженси, а например температура и не хочется куда-то ехать. и это покрывается OHIPом http://www.medvisit.ca/

    ReplyDelete
  9. Вы знаете, мы слышали про этот сервис, но по словам человека, который им пользовался, приход врача не гарантирован, хотя к ее ребенку действительно пришел врач на дом.
    По-видимому, данный сервис не афишируется широко, т.к. даже в клиниках на вопрос можно ли вызвать врача на дом, извинительно улыбаются и отвечают "к сожалению, нет, езжайте в госпиталь".
    В любом случае, спасибо за дополнение к данной теме. Возможно, кто-то из вновьприбывших и обратится туда.

    ReplyDelete