Я вырос и был воспитан в СССР. От меня до сих пор "пахнет" советской школой. А одной из неотъемлемых частей советского школьного воспитания был "интернационализм". Много времени уделялось на уроках и внеклассных часах этой теме. Более того, в каждой школе были КИДы - клубы интернациональной дружбы. И не просто были, а работали. Реально распространялись адреса зарубежных школьников для ведения переписки. Один мой друг переписывался с японцем (на английском), другой с английским мальчиком, ну а тех, кто с немцами переписывались, было больше десятка. И это в рядовой средней школе на Дальнем Востоке. Чего уж про европейскую часть России говорить? Т.е. все наше школьное детство было пропитано интернациональной дружбой. Влияние советского телевизора и газет я осталяю за скобками, т.к. оно было всеобъемлющим. "Братский (нужное прилагательное подставить) народ ..." - только и было слышно. Т.е. судя по затраченным ресурсам выросли мы закоренелыми интернационалистами.
Ну вот мы перебрались в Канаду. Живем тут как-то. Общаемся. Частенько с соотечественниками разговариваем. Что мы слышим в разговорах?
"Взяли у нас в отдел нового парня, - китайца, ну такой шустрый!"
"Была у нас одна девушка-дизайнер - албанка, так классно устроилась, что на работу ходила два дня в неделю"
"Звонят мне в дверь, открываю - стоит черный парень, потом выяснилось, что он с Ямайки"
"А продавец в лавке, индус, предложил мне хорошую скидку. "
Как-то само собой получается, что нам, выходцам из СССР, необходимо в разговоре друг с другом идентифицировать упоминаемого человека по расовому признаку.
И тут же я смотрю на своих детей. Они рассказывают мне про своих новых друзей. Можно долго разговаривать с ними, задавать разные наводящие вопросы, типа "А вот Джей, он какой?" И слышать много разного в ответ. Но они никогда не говорят о расе - НИКОГДА. Что бы уточнить, какой расы новый друг приходится спрашивать напрямую - "А он белый или нет?"
Т.е. получается, что для нас - родителей, раса друзей играет бОльшую роль, чем для наших детей. Дети об этом совершенно "не парятся".
А ведь им никто не рассказывает про "интернационализм". Просто они обыденно взаимодействуют со сверстниками, имеющими другой цвет кожи, в повседневной жизни. канада, иммиграция в канаду, торонто,
Попробую выдвинуть гипотезу. Мне кажется, что мы, выходцы из мира за железным занавесом, нуждаемся в стереотипах, когда общаемся с представителями иной культуры. У нас не было опыта непосредственного, живого общения с теми же немцами, и мы вынуждены для более полного понимания пользоваться стереотипом "немец", который может в той или иной степени соответствовать действительности.
ReplyDeleteВаши сыновья общаются с конкретными детьми. Для них Джей - это, прежде всего, Джей, а не типичный представитель своего народа, своей рассы. Им нет нужды понимать своих друзей через призму стереотипов.
Мне посчастливилось убедиться на практике, что жизнь намного ярче и интереснее стереотипов. Много лет подряд моим непосредственным начальником был парень, у которого папа из Шри-Ланки, мама - полячка, родился этот интернациональный ребёнок и вырос в Германии,считает себя немцем, хоть и учился в Лондоне. Безупречно говорит на четырёх языках, с акцентом может изъясняться по-русски (жена русская), живёт сейчас в Польше. Я всякий раз затрудняюсь идентифицировать его как-либо, ни один стереотип не подходит :)
и это здорово
ReplyDeleteto Eugenia Vlasova
ReplyDeleteКасательно вашей гипотезы. Конечно вы правы, жизнь ярче! . Опираясь на стереотипы при взаимодействии с соотечествиниками, мы должны опираться на одни и те же стереотипы. А таковых не существует. Т.к. у каждого свои стереотипы, основанные на его возрасте, образовании, восритании и тп. Общий для нас, выходцев из СССР, стереоитип это «не русский», т.е. иностранец, т.е. чужой. На мой взгляд, разница в восприятии между нами и детьми заключается не в стереорипе, а в приоритете личности над расой. Т.е. для детей более важна личность того, с кем они общаются. Какой он расы, веросповедания, цвета кожи – вторично. А для нас (родителей), к сожалению это надо признать, раса играет более важную роль, чем личность, - ну коль мы в разговорах между собой обязательно упоминаем расу. Приходится признать, что воспитанный в нас «советский интернационализм» является неким подвидом расизма.
Моя гипотеза проще - если ты вырос в мононациональной стране (как бы она ни рекламировала интернационализм), столкновение с другими расами во взрослом возрасте непроизвольно вызовет гомофобию. Они же "другие"!
ReplyDeleteА когда ребёнок растёт в многонациональном окружении, он и другие национальности считает "своими".
Кстати, в Саус Парке была серия на ту же тему - где взрослые заметили в итоге, что дети просто не замечают расовую принадлежность своих друзей. :)
This comment has been removed by the author.
ReplyDeleteto Nastyushca
ReplyDeleteНа мой взгляд СССР нельзя назвать мононациональной страной. Ну никак нельзя. За десят лет моей средней школы с кем только не пересекались - китайцы, корейцы, нанайцы, грузины, армяне, азербаджанцы и пр. И расовые отличия всегда становились предметом нападок. Дети они искренние существа, не то что взрослые. И в своей жестокости дети так же искренни. Все монголоиды сразу получали кличку "косой".
Да, нам не довелось пересекаться с детьми с темным цветом кожи, но других рас и национальностей хватало.
А термин "чурка"? Только он один о многом говорит.
Вместе с фальшивым "интернационалистическим" учением, в нас каким-то образом вбивалась теория о превосходстве титульной нации. А вот каким?