May 9, 2012

Интернационализм - он какой на самом деле?

         Я вырос и был воспитан в СССР. От меня до сих пор "пахнет" советской школой. А одной из неотъемлемых частей советского школьного воспитания был "интернационализм". Много времени уделялось на уроках и внеклассных часах этой теме. Более того, в каждой школе были КИДы - клубы интернациональной дружбы. И не просто были, а работали. Реально распространялись адреса зарубежных школьников для ведения переписки. Один мой друг переписывался с японцем (на английском), другой с английским мальчиком, ну а тех, кто с немцами переписывались, было больше десятка. И это в рядовой средней школе на Дальнем Востоке. Чего уж про европейскую часть России говорить? Т.е. все наше школьное детство было пропитано интернациональной дружбой. Влияние советского телевизора и газет я осталяю за скобками, т.к. оно было всеобъемлющим. "Братский (нужное прилагательное подставить) народ ..." - только и было слышно. Т.е. судя по затраченным ресурсам выросли мы закоренелыми интернационалистами. 
Ну вот мы перебрались в Канаду. Живем тут как-то. Общаемся. Частенько с соотечественниками разговариваем. Что мы слышим в разговорах?

"Взяли у нас в отдел нового парня, - китайца, ну такой шустрый!"
"Была у нас одна девушка-дизайнер - албанка, так классно устроилась, что на работу ходила два дня в неделю"
"Звонят мне в дверь, открываю - стоит черный парень, потом выяснилось, что он с Ямайки"
"А продавец в лавке, индус, предложил мне хорошую скидку. "

Как-то само собой получается, что нам, выходцам из СССР, необходимо в разговоре друг с другом идентифицировать упоминаемого человека по расовому признаку. 
И тут же я смотрю на своих детей. Они рассказывают мне про своих новых друзей. Можно долго разговаривать с ними, задавать разные наводящие вопросы, типа "А вот Джей, он какой?" И слышать много разного в ответ. Но они никогда не говорят о расе - НИКОГДА. Что бы уточнить, какой расы новый друг приходится спрашивать напрямую - "А он белый или нет?"
Т.е. получается, что для нас - родителей, раса друзей играет бОльшую роль, чем для наших детей. Дети об этом совершенно "не парятся".
А ведь им никто не рассказывает про "интернационализм". Просто они обыденно  взаимодействуют со сверстниками, имеющими другой цвет кожи, в повседневной жизни. канада, иммиграция в канаду, торонто,

6 comments:

  1. Попробую выдвинуть гипотезу. Мне кажется, что мы, выходцы из мира за железным занавесом, нуждаемся в стереотипах, когда общаемся с представителями иной культуры. У нас не было опыта непосредственного, живого общения с теми же немцами, и мы вынуждены для более полного понимания пользоваться стереотипом "немец", который может в той или иной степени соответствовать действительности.

    Ваши сыновья общаются с конкретными детьми. Для них Джей - это, прежде всего, Джей, а не типичный представитель своего народа, своей рассы. Им нет нужды понимать своих друзей через призму стереотипов.

    Мне посчастливилось убедиться на практике, что жизнь намного ярче и интереснее стереотипов. Много лет подряд моим непосредственным начальником был парень, у которого папа из Шри-Ланки, мама - полячка, родился этот интернациональный ребёнок и вырос в Германии,считает себя немцем, хоть и учился в Лондоне. Безупречно говорит на четырёх языках, с акцентом может изъясняться по-русски (жена русская), живёт сейчас в Польше. Я всякий раз затрудняюсь идентифицировать его как-либо, ни один стереотип не подходит :)

    ReplyDelete
  2. to Eugenia Vlasova
    Касательно вашей гипотезы. Конечно вы правы, жизнь ярче! . Опираясь на стереотипы при взаимодействии с соотечествиниками, мы должны опираться на одни и те же стереотипы. А таковых не существует. Т.к. у каждого свои стереотипы, основанные на его возрасте, образовании, восритании и тп. Общий для нас, выходцев из СССР, стереоитип это «не русский», т.е. иностранец, т.е. чужой. На мой взгляд, разница в восприятии между нами и детьми заключается не в стереорипе, а в приоритете личности над расой. Т.е. для детей более важна личность того, с кем они общаются. Какой он расы, веросповедания, цвета кожи – вторично. А для нас (родителей), к сожалению это надо признать, раса играет более важную роль, чем личность, - ну коль мы в разговорах между собой обязательно упоминаем расу. Приходится признать, что воспитанный в нас «советский интернационализм» является неким подвидом расизма.

    ReplyDelete
  3. Моя гипотеза проще - если ты вырос в мононациональной стране (как бы она ни рекламировала интернационализм), столкновение с другими расами во взрослом возрасте непроизвольно вызовет гомофобию. Они же "другие"!
    А когда ребёнок растёт в многонациональном окружении, он и другие национальности считает "своими".
    Кстати, в Саус Парке была серия на ту же тему - где взрослые заметили в итоге, что дети просто не замечают расовую принадлежность своих друзей. :)

    ReplyDelete
  4. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  5. to Nastyushca
    На мой взгляд СССР нельзя назвать мононациональной страной. Ну никак нельзя. За десят лет моей средней школы с кем только не пересекались - китайцы, корейцы, нанайцы, грузины, армяне, азербаджанцы и пр. И расовые отличия всегда становились предметом нападок. Дети они искренние существа, не то что взрослые. И в своей жестокости дети так же искренни. Все монголоиды сразу получали кличку "косой".
    Да, нам не довелось пересекаться с детьми с темным цветом кожи, но других рас и национальностей хватало.
    А термин "чурка"? Только он один о многом говорит.
    Вместе с фальшивым "интернационалистическим" учением, в нас каким-то образом вбивалась теория о превосходстве титульной нации. А вот каким?

    ReplyDelete