Ранее в блоге я уже писал, что в канадскую школу мы пошли с некоторой долей опасений на предмет того как ребенок адаптируется, чему там учат и учат ли вообще. Наши первые впечатления можно прочитать тут. Но вот на дворе почти май, скоро заканчивается учебный год, мы уже успели поменять школу. В общем, наши знания о канадской школе расширились и мы решили ими поделиться. Что и говорить, отличий от привычной нам российской школы много. Собственно, я даже не ставлю целью сравнивать две системы школьного образования, просто опишу наш опыт обучения в канадской школе. Сразу скажу, что не претендую на истину в последней инстанции, все, что написано ниже это лишь наш опыт и наши впечатления, которые, естественно, субъективны.
Первое, что бросается в глаза при посещении канадской школы, это приветливость и доброжелательность, неформальный подход. Когда заходишь в школу, не создается впечатления, что ты попал в учреждение, где от тебя в первую очередь требуют послушания и дисциплины. Здесь ребенку улыбаются, говорят "добро пожаловать, мы рады, что ты теперь с нами", показывают школу, включая классы и спортивный зал, на стенах, как правило, висят общие фотографии классов, либо каких-то школьных мероприятий, работы учащихся (рисунки, аппликации). Далее, если есть такая возможность, то обязательно постараются познакомить с другим ребенком, который говорит на том же языке и если есть такая необходимость, то на первое время приставить к вновь прибывшему, чтобы помочь сориенироваться в школьной среде. Если в первые дни ребенок испытывает какие-либо эмоциональные трудности в связи с вхождением в новый коллектив, обязательно встретятся с родителями, что-то спросят, что-то расскажут. В общем, обращают внимание на адаптацию. Вообще, в канадской начальной школе учитель в первую очередь обращает внимание на психологическое состояние ребенка, а уже потом на результаты в учебе. Наверняка, найдутся люди, которые скажут "ага, понятно, как мы и ожидали - на учебу им плевать, лишь бы психику не нарушить". И будут неправы. Например, учитель не будет ставить ребенку хорошую оценку, если он выполнил задание откровенно плохо (лишь бы не нанести моральный ущерб). Оценка будет адекватной. Другое дело если учитель не поставит оценку, если видит, что ребенок подавлен или просто еще не влился в процесс . На наш взгляд это нормальный человеческий подход к маленькому человеку. Согласитесь, что показывать хорошие результаты в учебе и работе гораздо проще, когда в душе гармония. Об этом собственно и речь. Наверное, в России тоже есть учителя, которые обращают внимание на психологическое состояние ребенка, хотя чаще приходится сталкиваться с отношением типа "у меня их 25, я не могу с каждым возиться, пусть привыкает, это жизнь" (да, жизнь, в России). В Канаде все-таки чуткость является скорее системной составляющей. По крайней мере, у нас сложилось такое впечатление.
Открытость школьной системы. Поражает доступность к телу директора и вообще администрации школы. В обеих школах (как в ВС, так и в Онтарио) директора были одними из первых лиц, кто встретил и поприветствовал нас в школе. К директору можно обратиться в любое время и если он на месте, то он вас примет. Честно говоря, не могу представить, чтобы канадский директор буркнул "я занят", даже не взглянув на вас. По любому вопросу - welcome! Моя супруга, как человек стремящийся, прежде всего, вникнуть в новую для нас систему школьного образования, не стеснялась обращаться с интересующими ее вопросами непосредственно к учителю после уроков практически каждую неделю. Надо отдать должное нашей первой учительнице Mrs.Boyd - она ни разу не отказала и вежливо и подробно отвечала на любые заданные вопросы, что, к слову сказать, делает не каждый канадский учитель. Многие отсылают родителей в школьный офис, чтобы назначить время встречи, когда вы и сможете задать все вопросы. Наша учительница предпочитала keep it informal. Более того, когда супруга стала задавать вопросы, связанные с содержанием уроков, та просто пригласила ее поприсутсвовать на уроке в любое удобное для нее время. Благодаря этому общению с учителем, очень многие вещи становятся понятными и логичными. Это, кстати, ошибка многих родителей - что не разговаривают и не обсуждают темы с учителями, а делают свои, поспешные выводы. Теперь к вопросу про требовательность. Мы не раз слышали мнение про канадскую школу, что, дескать, тут никому ничего не надо, не учится ребенок и ладно. Опять же, из личного опыта. В первом полугодии, скажем так, с нашего ребенка не требовали много в силу указанных выше причин - надо дать время для адаптации. Поощряли больше за попытку что-либо сделать, чем за сам результат. Сказал слово - молодец, написал что-то несвязное и на том спасибо. Простое человеческое понимание. Учительница не раз говорила маме "я даже представить не могу как бы я чувствовала себя в ситуации, когда все говорят на непонятном мне языке, а мне еще и учиться надо". Вспоминаю случай, когда учительница радостно сообщила жене, что сын в словарном диктанте написал правильно 6 слов из 17-ти! Жена ответила, что хотела бы лучшего результата, на что учительница сказала the main thing is that he is making progress, last time it was only 1 word out of 17. Т.е. радоваться надо процессу улучшения результата, а не стремиться получить отличный результат любыми способами и в сжатые сроки. В первом полугодии сын откровенно запорол несколько тестов - по science и social studies. Оба предмета подразумевают владение языком, чего на тот момент у сына не было, он только начинал латинский алфавит осваивать. Жена просмотрела содержание тестов и откровенно сказала учительнице, что не видит каким образом она могла бы его подготовить к этим тестам, сын просто не владел словарным запасом в таком объеме. Не писать же тест за него! Зубрить английский текст, не понимая смысла, тоже глупо ибо в голове ничего не останется. Учительница успокоила маму, сказав, что раз не может, значит и не надо ему сейчас писать эти тесты. Don't stress him. Во второй четверти картина изменилась. Учительница сказала маме, что на ее взгляд наш мальчик уже достаточно комфортно себя чувствует в классе, да и английский у него как никак обогатился за первые четыре месяца, поэтому отныне она будет предъявлять к нему больше требований. Сын понял, что лафа кончилась и начал прилагать усилия, естественно с нашей помощью. В итоге, практически все тесты (по математике, science, social studies) были написаны с результатом, как минимум, 80 процентов из 100, что соответствует крепкой 4-ке. Стабильным результатом в еженедельных словарных диктантах стал 17/17, на уроках по языку стал писать более связные вещи. Учительница хвалила, отразила это в комментариях к report card, сын тоже был доволен своими результатами, а также нашей реакцией на его успехи. Так что, на прилежание в учебе внимание обращают. Мы точно знаем, что в комментариях report card присутствует критика, если ребенок ее заслужил, как и имеют место приглашения родителей нерадивых учеников на вежливую беседу.
Homework. Задают ли задания в начальной канадской школе? Исходя из своего опыта, мы поняли, что на этот вопрос однозначного ответа нет:. Объясняю. Недавно жена была свидетельницей разговора двух канадских мам, обсуждающих тему домашнего задания. Одна из мам произнесла следующую фразу depending on the teacher it is either non-existent or it's too much. На практике именно так и есть. Есть учителя, которые считают, что они прошли достаточно материала в классе, по ощущениям учителя дети усвоили тему и в домашнем задании необходимости нет. Другой учитель считает, что надо закрепить материал и задает задания на 4, а то и больше страницы. В школе в ВС задания задавались с переменной регулярностью. Тут хочется посоветовать родителям взять инициативу в свои руки. Подход, когда родитель во всем уповает на школу, на наш взгляд является неправильным в условиях любой школьной системы. Как ни крути, но это ваш ребенок и вы лучше знаете как он усваивает материал и в его знаниях в первую очередь заинтересованы вы. Когда супруга перестала находить в дневнике сына запись о задании по математике, она, как обычно, пошла к первоисточнику - учителю. Учительница заверила, что сын усваивает материал, поэтому она и не задает задания. Тем ни менее, супруга мягко настояла на том, что хотела бы выполнять с сыном задания из учебника регулярно, чтобы помочь ему в интерпретации математических терминов и объяснила, что это даже не столько для сына, сколько для нее самой, чтобы быть в курсе что проходит ребенок в данный момент. Кроме того, окинув беглым взглядом полку с книжками в ближайшем Wal-mart жена наткнулась на книжку с задачками и примерами для третьего класса, купила ее и регулярно давала задания из нее сыну. Проблем с математикой нет. В школе в Онтарио первое, что бросилось в глаза - гораздо больший объем домашнего задания по сравнению со школой в ВС. Видимо, такова политика учителя, а может и школы в целом.
Учебные принадлежности. Здесь учебники не покупаются родителями в магазине перед началом учебного года. Вообще, учебники как таковые не принято выдавать на руки, они лежат стопками в классе (в нашей школе так, может, где-то иначе). Для работы дома раздают, как правило, распечатки. Кое-что из канцелярии, безусловно, покупают родители (ручки, карандаши, ножницы, клей), но, например, тетрадки, предметные папки, краски, пастель, бумагу для рисования выдают в школе. Вспоминаю требование питерской гимназии среди всего прочего обязательно (!) иметь в наборе первоклашки акварельные краски Белые ночи (стоимость 600-700 р за коробку).
Классы тусуют каждый год. Т.е. в следующем учебном году наш сын может оказаться в классе совсем с другими детьми и у него будет другой учитель. Нас, привыкших к тому, что одна учительница ведет класс с первого по четвертый, это поначалу озадачило. Как и озадачил нашу канадскую учительницу наш рассказ про то, что в России дети 4 первых года учатся у одного учителя. Ого! Сказала учительница. Это что же, они знают только стиль преподавания одного учителя? Это же неправильно! Вот это их точка зрения. Ученик должен уметь воспринимать материал от разных учителей и учиться взаимодействовать с разными детьми. С одной стороны жалко менять учителя, если в этом году вам попался хороший учитель. С другой стороны, если в этом году попался учитель не очень, то есть надежда, что в следующем повезет. Если посудить, то в жизни действительно не раз приходится менять привычную среду (школа, институт, место работы, страна проживания:). Может, такая закалка с раннего возраста и имеет смысл, мы пока не поняли. В общем, это на любителя.
Перемены. Несомненным плюсом канадской школы являются длинные перемены, когда дети выходят на улицу побегать, поиграть в футбол, полазить по лазалкам и просто проветриться. Не могут младшие школьники сидеть за партами непрерывно по 6-7 часов. А в простудное время такие прогулки на свежем воздухе являются хорошей профилактикой вирусных заболеваний.
Теперь про содержание обучения. Просто перечислим темы, которые ребенок проходил в течение учебного года:
Математика - сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел, округление чисел, уравнения с одним неизвестным, единицы измерения длины, площади и объема, понятия периметр, площадь, объем, дроби (правильные и неправильные, смешанные числа), задачи с вопросами сколько всего и насколько больше/меньше, анализ простейших графиков, частично таблица умножения. (возможно, что-то упустил) Тесты по математике проводятся регулярно, причем ценится умение не просто выдать правильный ответ, но и объяснить как ты решал, иначе ответ будет засчитан лишь наполовину.
Science - понятие звук (от чего происходит, в чем измеряется, определения частоты, громкости, амплитуды, ухо как орган позволяющий улавливать звук, отдельно уточнялось, что процесс обработки звука происходит не в ухе, а в мозгу, строение уха, в рамках изучения этой темы класс выезжал в Science World, где им наглядно и весело продемонстрировали природу и характеристики звука), из области астрономии (определения звезды, планеты, орбиты, метеоритов, галактики, солнечной системы и т.п., элементарные знания о том, что планеты вращаются вокруг солнца, что луна это спутник земли, жизненный цикл звезды), на уроках демонстрируют опыты, например, про то, что кислород поддерживает горение и т.п.
Social studies - география Канады (все провинции и территории, их столицы, определения элементов ландшафта - остров, гора, плато, равнина, река, пик и т.п.). При чем, для лучшего усвоения материала наша учительница придумала следующее задание - каждый ребенок в классе должен был слепить из теста свою модель острова и максимально изобразить элементы ландшафта, а потом раскрасить его в соответствии с принятыми в картографии цветами. Естественно, что таким образом все понятия гораздо лучше укладываются в памяти, чем когда заучиваешь определения. Также, изучались тексты про физические регионы Канады, например, Канадский Щит. В тесте по этой теме надо было кратко изложить свои знания про Canadian Shield. Наш сын изложил свои знания в пяти предложениях с кучей орфографических ошибок. Примечательно то, что учительница даже не стала исправлять эти ошибки, поняла смысл и зачла ответ. Ведь, это был не диктант и не сочинение, главное - содержание. Наверное, будь на месте нашего сына англоязычный ребенок, ошибки были бы исправлены, в нашем случае это не имело особого смысла. В рамках этого предмета также проходили взаимоотношения между природой и человеком раньше (например, у канадских аборигенов) и в современном мире. Вообще, теме экологии и сохранения природы уделяется большое внимание. Постоянно напоминают, что надо делать recycling, экономить бумагу, воду и т.п.
Язык. Очень большое внимание уделяется умению изложить на письме свои мысли, действия, сделать всеобъемлющее описание чего-либо, проводится предварительная работа с вокабуляром, брэйнсторминг (кто какие описательные прилагательные выдаст). По языку много творческих работ. Например, придумать свою историю, сделать к ней иллюстрации и склеять в книжку. Наш сын от таких заданий просто в восторге, всегда делает с большим энтузиазмом. В нашей коллекции уже несколько книжек, которыми он гордится. Анализ текста, изложение прочитанного. Ежедневным заданием в школе в ВС был reading log. Т.е. журнал для чтения - каждый день ребенок должен был читать книгу (по выбору ребенка), а потом кратко излагать содержание прочитанного на бумаге. В школе в Онтарио это называется reading response. Важность чтения вообще подчеркивается всегда и везде. Наш класс в ВС ввиду близости городского филиала библиотеки посещал этот филиал каждый месяц, не говоря про школьную библиотеку, куда ходили каждую неделю.
Arts или рисование. За время обучения в канадской школе сын создал огромное количество рисунков, поделок, коллажей и аппликаций. Некоторые работы приурочены к каким-то праздниками, например Remembrance Day (цветок мака) или Китайский новый год, Рождество (елочные игрушки из теста) и т.д. Причем если кто-то думает, что это все на примитивном уровне, то ошибается. На занятиях по рисованию детям часто показывают работы какого-нибудь художника, объясняют технику, а потом просят создать нечто в этом роде. На одном из последних занятий в ВС детям показывали репродукции с картин Ван Гога, а потом попросили срисовать пастелью. Когда мы увидели рисунки своего сына, мы изумились их красоте. Нет, оригинал, бесспорно, круче:), но то, что он нарисовал - было просто очень красиво. Мы забрали рисунки, привезли с собой в Онтарио, собираемся купить рамки и повесить на стену, ибо считаем, что эти рисунки вполне достойное украшение комнаты.
Музыка. Учат нотной азбуке, разучивают песни, с которыми выступают перед родителями и даже один раз выезжали с концертом в другую школу (это в ВС). В нашей школе в Онтарио уроки музыки, похоже, поставлены еще на более широкую ногу. Сын принес домой инструмент под названием Recorder (блок-флейта), на котором периодически практикует ноты. А недавно жена побывала в их школе на концерте 4-5 классов Jazz for juniors. Была под впечатлением. На сцене стояла настоящая ударная установка и на ней играл один из старших школьников, на электрогитаре играл учитель, на пианино тоже учительница, дети в разных композициях играли на блок-флейтах, на ксилофонах, на бубне, пели песни, импровизировали в духе джаза на этих флейтах!, а в последней песне несколько девчонок даже станцевали современный танец под живой аккомпанимент. Учительница представила одну арранжировку, т.е. взяли простую песенку, наложили несколько джазовых ритмов, обработали исполнение и такой хит получился!
Напоследок про физ-ру. Бег, техника тенниса, баскетбола, хоккея с мячом, кувырки, лазание по канату. Это единственный предмет(хочется верить, что пока единственный), по которому наш сын is exceeding expectations:)
Вот такая она, канадская школа.
Напомним читателям, что опять же это наш индивидуальный опыт. Как известно, любая система состоит из людей, работающих в ней. Мы считаем, что до сих пор нам везло с учителями и школой, наверняка, есть люди, которым повезло меньше или больше. Для нас, как родителей, самым важным критерием является то, что наш сын ходит в канадскую школу с удовольствием, которое, увы, напрочь отсутствовало во время обучения в первом классе питерской гимназии (похоже, оно там и не подразумевалось).
В 1999 году закончил школу уездного города N. Пару лет назад эту же школу закончил двоюрный брат. В этом году в этой же школе родная сестра заканчивает 9-ый класс. Всей родней следим за регрессом и просто в шоке от предстоящих нововведений, ведь еще есть дети, которые скоро в школу пойдут.
ReplyDeleteСпасибо за комментарий. Как я понял, вы говорили о российской школе. Скажите, а в чем вы конкретно видите регресс? Нас эта тема очень интересует. Есть люди, которые считают, что наше российское образование самое лучшее и фундаментальное, что у нас как раз дают реальные знания, а на западе цветочки и ни о чем. Просто наши впечатления о российской школе больше связаны с воспоминаниями о собственном обучении в советской школе. С тех пор прошло много времени. За первый год обучения нашего старшего сына в питерской гимназии мы особо не поняли насколько хорошо или плохо нынешнее состояние российской школы. То, что там по прежнему присутствует стандартизация, никакого индивидуального подхода и учитель по прежнему главный персонаж, а дети это объекты, которые должны подчиняться воле учителя, это понятно, то, что школы испытывают проблемы с финансированием и потому обдирают родителей как липку по любому удобному случаю, тоже известно, а вот про само содержание образования, т.е. какого рода знания сейчас дают в школе и каким образом предлагается ребенку овладеть этими знаниями - тупое заучивание или все-таки присутствует какая-то аналитическая работа, эксперименты, на основании которых делается вывод, наличие творческих заданий, учат ли мыслить не по шаблону, выдвигать свои предположения и т.п. Поделитесь пожалуйста.
ReplyDeleteВсё в точности как Вы описали- тотальная стандартизация, всех загоняют в рамки, дисциплина, как в армии, шаг влево-шаг вправо-расстрел, регулярный сбор денег на ремонт и нужды класса, покупка учебников каждый год, ну и конечно всему этому пытаются придать как можно больше официальности, напыщенности и торжественности! Я думаю у всех есть подобное воспоминание: "актовый зал, линейка, черный низ, белый верх, куча народу, душно, песни и стихи на сцене, которые читались и пелись в том году предыдущим классом, и в позатом, и в позапоза...и также будут читаться в следующем". Хотя опять же стоит оговориться, есть учителя, наверное про таких и говорят, что они "учителя от бога", они пытаются привнести всё, то в российскую школу, что является нормой в Канаде
ReplyDelete