Oct 1, 2009

Школа. Процесс обучения и предметы.

Теперь про сам процесс обучения. Школа начинается в 9 утра и заканчивается в 14.45. По утрам у них пробежка по школьному стадиону. Также, в течение дня есть большая перемена, во время которой они выходят гулять на школьную площадку с качелями, горками и прочими лазалками. И вообще занятия часто чередуются перерывами на физическую активность, что очень здорово, т.к. ребенок в таком возрасте с большим трудом может высидеть подряд 5 или 6 уроков и при этом сохранять внимание. Здесь сам процесс учебы постоен так, что различная активность постоянно чередуется и дети не устают. Из школы они выходят бодрые и веселые.
В нашей школе есть Hot Lunch program. Суть в том, что перед каждым новым месяцем ребенку выдают конверт, который родители должны подписать в случае, если они хотят, чтобы ребенок получал горячее питание в школе. В начале учебного года нам поясняли, что стоимость горячего питания составляет 45 долларов в месяц. Однако, если личные обстоятельства не позволяют вам положить данную сумму в конверт, вы можете положить ту сумму, которую считаете возможной для вас, либо просто подписать конверт, ребенок все равно получит питание. Хочу оговориться, что подобная программа есть не в каждой школе. В таком случае дети носят перекус с собой. Не следует расчитывать на обед в русском понимании - первое, второе, компот. Вот пример меню на два дня.

  • Tuna noodle casserole (нашему сыну понравилось), fresh fruit, milk
  • Beef stew with multigrain roll, fresh fruit, milk
Вот в таком роде. Фрукты и молоко присутствуют каждый день, иногда, по особенным дням дают мороженное

Где-то на второй неделе обучения всех родителей позвали на индивидуальную беседу с учителем, предварительно согласовав время. На встрече учительница спросила как наш сын себя ощущает, нет ли каких-либо проблем. Объяснила как она будет действовать в отношении нашего ребенка - что он будет участвовать в обучении вместе со всеми, но тогда, когда она понимает, что он не может адекватно участвовать в силу незнания языка, она ему будет давать индивидуальные задания. Четыре раза в неделю его будут водить в ESL-class. Тем ни менее, сказала, чтобы читали с ним каждый день по-английски хотя бы по 10 минут и записывали это в Reading Log, чтобы это было систематично. Мы уже начали с ним читать примитивную книжку для самого младшего возраста, он уже запомнил некоторые слова. Также, каждый день тренеруем с ним спеллинг слов, заодно запоминая их значение. Короче, сын уже понял, что придется учиться, а не балду пинать. По-английский он пока не говорит, хотя иногда у него прорываются слова и выражения типа «где мой jacket?» или говорит младшему брату в игре - good job, часто слышим от него I don't know или Oh, my head! В школе уверяют, что он овладеет необходимым для общения минимумом через полгода. Посмотрим.

Про предметы – Чтение, Письмо, Музыка, что-то типа Природоведения (Science), а также social studies, т.е. что-то типа основ поведения в обществе.

Математика. Жена спросила про математику. Математика у них будет 4 дня в неделю, кроме пятницы. Учительница показала учебник (солидный такой, красочный), но у них учебники, как правило, не выдают на дом, они по ним только в школе работают либо если ребенок не успел сделать задание в классе, ему дают учебник на дом на один день. Как мы поняли, чтобы учебники сохранялись в первозданном виде, т.к. здесь учебники приобретаются за счет правительства провинции (т.е не надо идти в магазин перед учебным годом и закупать на несколько сотен долларов учебники). Учебник называется Math makes sense – название говорит само за себя, т.е. они преподают математику не как набор цифр и формул, которые зачем-то надо решать, а в тесной связи с жизнью. Каждая тема начинается с конкретного примера из жизни, а дальше детей подводят к выведению математических правил и законов. Мы бегло просмотрели - боялись, что увидим там нечто примитивное, типа 2+3, нет, ничего подобного. В учебнике есть сложение и вычитание двузначных чисел, умножение и деление. В оглавлении значатся Доли, Геометрия, Анализ данных, Числа до 1000, Система мер. Мы посмотрели на некоторые задания и поняли, что нас такому в 3-м классе советской школы не учили, например, учат описывать графики. Учительница пыталась объяснить, что у них обучение математике происходит концептуально, т.е. детей как бы стараются на наглядных действиях с геометрическими фигурами, на примерах из жизни подвести к выведению какого-то математического правила или закона, а не наоборот - вот правило, а теперь мы смотрим как оно претворяется в жизни. Структура учебника несколько похожа на математику Петерсон в российской школе, когда они как бы каждый год возвращаются к одной и той же теме и рассматривают ее все шире и шире с каждым годом. Одна из первых тем в его учебнике – patterns, т.е. узоры или шаблоны, мы посмотрели – казалось бы примитивное задание нарисовать один узор (состоящий из геометрических фигур), потом увеличить его на несколько составляющих, потом увеличить еще на определенное количество составляющих согласно определенному правилу построения этого узора. На первый взгляд – что за фигня, рисовать узоры в 3-м классе, но за этими узорами скрывается правило арифметической прогрессии, которую мы в своем время изучали позже 2-го класса и многие понимали эту тему плохо именно потому, что мы не рисовали вот такие узоры, нам просто давали формулу, а в Канаде показывают на образах.

Чтение. В канадской системе образования огромное внимание уделяется чтению. Детей поощряют читать всеми доступными способами. Еще летом наш ребенок принес домой Reading Calendar. Условия игры были таковы - ребенок должен отметить 50 дней, когда он читал, как минимум, 15 минут в день, после чего надо отнести календарь в ближайшую библиотеку и получить медаль. Сын стоически читал 50 дней и получил медаль! Сколько счастья! Хочу оговориться, что читали мы летом по-русски и это совершенно не возбраняется - читать можно на любом языке. Более того, нам все время повторяют, что мы ДОЛЖНЫ поддерживать родной язык у детей, т.к. согласно последним исследованиям, двуязычные дети более успешны по жизни. В ходе учебного года их периодически будут водить в районную библиотеку (в школе есть своя библиотека), знакомить с фондом, в классе они читают роман, учитель задает вопросы, они на них отвечают, т.е. что-то типа анализа произведения.

1 comment:

Оля said...

Спасибо большое за такие подробные рассказы! Очень познавательно и, надеюсь, эти знания пригодятся мне в недалеком будущем)